Как своими руками сделать витражное стекло в форме «кленовый лист»

В последнее время все большую и большую популярность приобретают витражные изделия. Витраж представляет из себя не только исключительно элемент декора, он часто является произведением искусства, которое способно органично дополнить или же полностью преобразить интерьер! Очарование витражей заключается в игре цвета в течение дня, переливаясь и искрясь в солнечных лучах, наподобии драгоценных камней! Витражи способны завораживать жемчужным светом в сумраке вечернем, они создают атмосферу таинственности и неповторимого шарма. Просто невозможно описать все многообразие витражей! Надо сказать и то, что каждый витраж является уникальным и неповторимым. В настоящее время, благодаря современным технологиям, имеется возможность воплотить в реальность практически любую идею в витраже, благодаря чему расширяется сфера их применения.

Необходимые инструменты и материалы для создания витражного стекла:

— цветное стекло;

— паяльник, 100 Вт.;

— олово марки ПОС-61;

— масло специальное для стеклорезов (его заменителями может быть керосин, масло машинное);

— очки защитные;

— стеклорез наливной с рукояткой латунной;

— щипцы для разлома стекла;

— клей-карандаш;

— ватман;

— ножницы для вырезания шаблонов;

— кисточка жесткая;

— рейки деревянные размером 1*2 сантиметра;

— молоток, гвоздики маленькие;

— машинка шлифовальная типа «Kristall»;

— пруток латунный с величиной диаметра 3-4 миллиметра;

— П-образный латунный профиль размера 4*4*4 миллиметра;

— бумага писчая (чем прозрачнее, тем намного лучше. Но не калька!);

— ножницы небольшие по металлу;

— патина (медная или же черная);

— медная фольга (черная) 5,16 миллиметров. Другое ее название – фолия (от английского Foil);

— широкий скотч, малярный и прозрачный;

— ножницы небольшие (можно использовать маникюрные);

— жир паяльный или флюс, кислота паяльная.

В данной статье за основу эскиза витража будет использоваться реальная фотография кленового листа. В данном варианте линии рисунка были максимально упрощены для облегчения работы (фотография №1)!

lis2

Основные правила построения линий эскиза являются достаточно простыми.

  1. Чем больше рисунок витража будет иметь Т-образных пересечений, то тем он будет более прочным;
  2. В том случае, если планируется создавать швы витража широкими, то лучше всего не делать длинные узкие элементы с очень острыми углами. Во-первых, фолия широкая все равно закроет значительную часть поверхности элемента. Во-вторых, не обладая достаточным опытом, можно легко пергреть стекло до возникновения трещин.
  3. В том случае, если планируется создавать витраж высоким и узким, то нужно предусмотреть в эскизе линии плавные от края и до края, а именно для ребер жесткости.
  4. Эскиз витража должен распечатываться в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум около 2-х сантиметров).

Каждый элемент необходимо пронумеровать. Один эскиз нужно разрезать по линиям при помощи специальных ножниц для шаблонов. Такие ножницы имеют три лезвия. Лезвие центральное автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1.27 миллиметра. Впоследствии данная полоска будет компенсирована толщиной фолии.

В том случае, если вы создаете витраж в первый раз, то лучше всего будет нарезать шаблоны при помощи обыкновенных ножниц. Это связано с тем, что пока нет достаточного опыта в резке и обточке стекла, можно очень легко ошибиться! Элемент вырезанный будет немного большего размера, чем потребуется. Благодаря этому будет возможность исправить возникающие, в процессе обточки, ошибки.

Затем при помощи прозрачного и широкого скотча нужно будет заклеить поверхность рабочего эскиза. Это делается для того, чтобы защитить рисунок от непроизвольного попадания на него воды.

После этого при помощи малярного скотча нужно будет данный эскиз по полям приклеить к рабочей поверхности. Помните, что рабочая поверхность должна быть идеально ровной! Потом по будущей границе витража нужно будет прибить деревянные рейки. Так как создание витража начинают с угла (фотография № 2), поэтапно продвигаясь вбок и вниз, сначала нужно будет обозначить стороны данного угла при помощи реек (фотография № 3).

Самым главным является правильный выбор стекла! Современное стекло витражное европейского, американского или же китайского производств отличается очень большим разнообразием цветов, оттенков и фактуры. Для создания витража, рекомендуется, лучше всего использовать американское или же европейское стекло. Кроме этого, определенные фирмы, которые продают стекло, также продают и его осколки. На это нужно обратить внимание! Такие осколки стекла будут стоить намного дешевле и смогут разнообразить создаваемый витраж различными оттенками.

В процессе выбора стекла для витража нужно стараться учитывать то, как впоследствии будет освещаться витраж, а также как сочетаются между собой цвет и фактура стекла!

Процесс создания витража

Шаблон вырезанный элемента № 28 нужно будет наклеить на лист стекла. Стороны листа стеклянного имеют различную фактуру. Разрезать стекло проще всего на более гладкой стороне. Это будет, как правило, «изнанка» будущего витража.

Резать стекло нужно по контуру (фотография № 4). В руке стеклорез необходимо держать как шариковую ручку, то есть под углом в 45 градусов к поверхности стекла. Также помните и то, что на стеклорез не нужно давить изо всех сил! Потребуется только незначительное усилие. Также старайтесь стеклорез держать ровно. Ролик режущий должен находиться перпендикулярно поверхности стекла. В том случае, если он будет отклоняться, то скол стекла будет происходить под углом.

lis3

Разрезать стекло необходимо от края до края куска, не прерываясь. Завершая линию, нужно снизить оказываемое давление на стеклорез, в противном случае возникнет скол. Помните, что линии должны быть плавные, без углов, а также без s-образных отрезков! В том случае, когда необходимо вырезать элемент с дугообразной стороной, то дугу лучше всего разбить на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче будет дуга, то тем данных отрезков должно быть больше.

На шлифовальной машинке нужно будет выточить пазы под стеклянные капли.

После того, как по стеклу будет проведен режущий ролик, в нем возникнут микротрещины. За счет несильного постукивания концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с оборотной стороны будет происходить увеличивание количества данных трещин и к последующему расколу стекла.

В том случае, если кусок стекла небольшой, то данную процедуру можно сделать в руках. В том же случае, когда нужно вырезать большой элемент, то лучше всего на край стола положить лист стекла.

Для того, чтобы отломить узкий или же небольшой фрагмент, лучше всего использовать щипцы для разлома стекла. Вырезанный данным образом кусок стекла нужно будет обработать на шлифовальной машинке (фотография №5). В процессе шлифовки нужно обязательно использовать защитные очки! Целью такой обработки является окончательное доведение по размеру, а также создание шершавой поверхности края стекла, которая необходима для наиболее лучшей фиксации фолии! Рабочей частью шлифовальной машинки является головка шлифовальная. Помните, что поверхность соприкосновения головки м стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой! В противном случае, поверхность абразивная быстро придет в негодность.

Головки шлифовальные бывают различной зерности и диаметра: грубая, стандартная и тонкая. Грубая и стандартная головки позволяют быстро обработать край стекла, но при их применении неизбежны незначительные сколы! Сколы не будут заметны, если применять широкую фолию, которая прикроет их. В том случае, если хочется сделать тонкий шов в 2-3 миллиметра, то наиболее целесообразно применение тонкой головки шлифовальной. В процессе шлифования стекла нужно периодически прикладывать его к эскизу для проверки соответствия размера. Также нужно учитывать и то, чтопосле обмотки размер элемента незначительно увеличится.

Каждый элемент витража нужно обворачивать фолией (фотография № 6). Фолия представляет из себя полоску медную разнообразной ширины. С одной стороны фолия покрыта черным или же бесцветным клеем. В зависимости от цвета применяемой патины выбирается «медная» или же «черная» фолия. Это является очень важным при создании изделий из стекла прозрачного.

lis4

Для того, чтобы фолия хорошо могла прилипать к стеклу, стекло нужно насухо вытереть, а при необходимости и обезжирить! Также старайтесь, чтобы края загибаемые фолии были ширины одинаковой. Незначительные неровности можно будет исправить при помощи лезвия бритвы или же ножа, но при этом нельзя позволять значительных перекосов! Это оказывает влияние не только на эстетику, но также и на прочность витража!

Затем после оборачивания нужно будет фолию разгладить по всей поверхности. Это можно выполнить при помощи обыкновенной пластиковой ручки (фотография №7).

Затем при помощи маленьких гвоздей нужно будет готовый элемент зафиксировать на эскизе (фотография №8).

Желая добиться тонких швов, не пытайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом»! Элементы должны располагаться свободно (фотография №9). Иначе, во время пайки стекло способно треснуть даже при незначительном нагреве!

После этого швы необходимо обработать флюсом (фотография №10). Флюс удаляет окислы с поверхности меди, а также способствует разжижению олова. Хорош каждый флюс по-своему. В данном примере применяется немецкий паяльный жир! Его нужно наносить при помощи кисточки на швы.

В том случае, если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, то жир паяльный можно смешать с паяльной кислотой.

При создании витражей «Тиффани» используется олово марки ПОС-61. Кончик прутка оловянного кладут на шов, а сверху прижимают разогретым до рабочей температуры паяльником (фотография №11).В данном положении паяльник ведут вдоль шва. Не рекомендуется паяльник долго держать на одном месте, так как можно перегреть стекло и фолию!

lis5

Самостоятельно необходимо определять высоту шва. Также нужно быть аккуратным с количеством олова. Конечно его излишки можно убрать на стекло, но в том случае, если олова будет слишком много, стекло способно и треснуть!

Перед тем, как начинать паять начисто»нужно покрыть все швы незначительным количеством олова. Незамедлительно нужно исправлять все дефекты пайки! Так как по контуру витраж будет обрамлен в профиль латунный, то нужно оставить непропаянной некоторую часть швов по периметру. После того, когда все элементы витража будут спаяны между собой с двух сторон, создают раму витража! Для этого необходим П-образный профиль размером 4*4*4 миллиметра или же 8*4*8 миллиметра в зависимости от размеров полотна витражного. Он будет обеспечивать витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль нужно разрезать на отрезки, равные по длине каждой из сторон созданного витража. После этого, край полотна нужно будет вставить в профиль и припаять к нему в местах соприкосновения швов и профиля (фотография №12, 13). Для этого швы по краям витража нужно оставить с минимальным количеством олова на них! Также нужно будет пропаять и места соприкосновения отрезков профиля. После этого, при необходимости, можно профиль покрыть оловом.

После того, как будет завершена пайка, витраж нужно будет очень хорошо вымыть проточной водой с использованием щетки жесткой и обезжиривающих моющих средств для посуды.

Затем нужно будет нанести патину. Ее нужно наносить на чистые, сухие и обезжиренные швы. Помните, что нужно работать только в перчатках!

В рабочую емкость из основной нужно будет перелить небольшое количество патины. Затем при помощи губки нужно нанести патину на швы. Помните, что остатки использованной патины нельзя смешивать с раствором исходным, так как будут полностью потеряны его свойства!

После этого, созданный витраж нужно будет помыть губкой мягкой с применением средств для очистки стекол.

Все, витраж полностью готов.

Успехов!