Процесс обшивки каркаса самодельной лодки

После того, как каркас будет собран, его нужно будет перевернуть вверх килем и установить так, чтобы он касался земли не бортами, а концами удлиненными футоксов. После этого можно приступать к самому ответственному и сложному процессу как обшивка лодки фанерой.

До того, как ставить обшивку, нужно «смалковать» шпангоуты, то есть снять по их кромкам фаски, которые будут обеспечивать плотное прилегание обшивки. На рисунке № 8 представлены примерные углы малковки. Но лучше всего ориентироваться не по углам, а лучше положить на шпангоут рейки тонкую и снимать фаски, пока рейка во всех местах не станет хорошо прилегать к шпангоуту.

ло9

Для кормовой и носовой частей фанеру необходимо вырезать в форме трапеции. У верхнего ее основания нужно сделать закругленный вырез к центру, а также прорез до ближайшего шпангоута. Это нужно сделать для того, чтобы фанера, начиная постепенно сгибаться из горизонтального положения на киле, смогла плавно перегнуться на форштевне.

В том случае, если фанера будет потрескиваться и плохо сгуться, то ее нужно будет увлажнить с внутренней стороны. Самым лучшим способом будет распаривание фанеры. Для этого нужно в корыто налить «крутой» кипяток, после чего корыто нужно плотно покрыть листом распариваемой фанеры и оставить на 10-15 минут. Если есть техническая возможность, то можно корыто снизу подогревать для того, что вода кипела.

ло10

На рисунке № 9 показан примерный раскрой фанеры, который сможет подойти к описываемому каркасу. Более точные размеры необходимо определять на месте, и зависеть они будут от сопротивления фанеры прогибу, а также и от того, как вытянутся борта.

Волокна слоев наружных фанеры нужно располагать по длине борта (а не поперек его!). Листы нужно обрезать согласно раскрою с запасом в 30-40 миллиметров. Для этого необходимо положить фанеру центром на киль, а основанием широким на шпангоут 2. Затем нужно закрепить фанеру, чтобы она не двигалась. Нужно осторожно начинать выгибать ее от киля к бортам. В тот момент, когда фанера коснется бортов, нужно обвязать ее проволокой или веревкой вместе с бортами. А в тех местах, где фанера отходит от шпангоутов, под веревку нужно положить клинья. Места прикосновения фанеры со шпангоутами нужно крепить гвоздями с подкладками, затем постепенно нужно заканчивать выгибание на бортах и на форштевне.

Когда фанера будет согнута, нужно карандашом прочертить на ней линии по краям шпангоута, бортов и форштевня. Затем фанеру надо снять, начертить  линии параллельные, отступая внутрь от ранее начерченных линий по бортам на 50 миллиметров, по форштевню – на 30 миллиметров, а по шпангоуту – на 20 миллиметров.

Затем, когда избыток фанеры, который оказался за второй прочерченой линии, будет обрезан, фанеру снова прикладывают на место. На этот раз покрывают только половину ширину шпангоута 2. В том случае, если получится, что отрезано лишнее и выкроенный лист не сможет покрывать точно половину шпангоута 2, то это не будет означать того, что лист полностью испорчен! Для того, чтобы его использовать, необходимо передвинуть шпангоут по килю, или же, в крайнем случае, можно укоротить киль у места его соединения с форштевнем. Аналогичным способом выгибаются и остальные листы.

На шпангоутах 2 и 4 фанеру нужно соединять впритык. Поэтому для плотного соединения кромки нужно, осторожно строгая рубанком листы, точно нужно подогнать их друг к другу. После того, как все три листа подогнаны, их можно будет основательно прикреплять гвоздями длиной 30 миллиметров. Расстояние между гвоздями должно составлять 25 миллиметров. При этом киль нужно закрыть фанерой, он останется внутри корпуса, а штевни обнажаются на половину своей толщины.

По штевням фанеру, лучше всего, положить в шпунт, то есть в канавку, сделанную по контуру и толщине фанеры. Также можно обойтись и без шпунта. Но тогда край прибиваемый должен иметь форму скошенную. А для того, чтобы фанеры в этой ситуации не коробилась, и для ее большей прочности, фанеру прибивают по штевням и транцу с полосой железа кровельного. На транце фанеру вводят в шпунт (рисунок № 10а,б). Перед основательным креплением детали необходимо покрыть масляной краской или же смолой.

ло11

Когда обшивка будет установлена примерно на расстоянии 100 миллиметров до бортов, последние нужно снять. Фанеру прикрепляют к шпангоутам, а поверх фанеры накладывают борта. Затем окончательно борта прикрепляют к шпангоутам и штевням при помощи гвоздей с шайбами. Под бортами, то есть выше кромки фанеры, между бортами, шпангоутами и форштевнем нужно вставить куски фанеры (рисунок № 10в).

Если к шпангоутам и к штевням фанеру прикрепляют с внешней стороны, то, соответственно, к бортам ее прикрепляют с внутренней стороны при помощи 20-миллиметровых гвоздей с полосой фанеры или же рейкой шириной 30 миллиметров (рисунок № 10в). Расстояние между гвоздями должно составлять 40 миллиметров. Гвозди необходимо ставить в два ряда. Это нужно для того, чтобы не треснули доски бортовые!