Как своими руками из фанеры изготовить самодельную лодку?!
С приходом теплого времени года, многие предпочитают отправлять на природу для проведения досуга, например, на озере или же на реке! Если хочется, чтобы такой отдых стал более интересным и увлекательным, то можно подумать о приобретении плавательных средств. А также можно своими собственными руками изготовить, например, лодку!
Такая лодка будет очень просто и элементарно, поэтому ее сможет сделать абсолютно любой умелец! Данная лодка будет рассчитана по вместимости на 2-3 человека. Кроме этого, такую лодку можно достаточно легко перенести на хранение к дому.
Данная лодка будет иметь вес, который будет приближаться к весу байдарки и каноэ. Но в отличие от последних, в лодке можно будет стоять, а также меняться местами на ходу. На такой лодке можно будет ходить под парусом и мотором, а также ловить рыбу и охотиться. Создаваемая лодка будет иметь форму обыкновенных народных волжских лодок,и хотя грубовата на рил, но при этом достаточно безопасна и быстроходна.
Конструкция лодки, а также необходимые материалы для ее создания
Создаваемая лодка, которую можно назвать «Волжанкой» будет иметь длину 4.5 метра, а ширину около 1.05 метра и глубину 0.4 метра. Лодка будет состоять из каркаса деревянного (набора), а также из фанерной обшивки.
Фанера, которая склеивается смоляными клеями из тонких полос дерева (то есть шпона), очень широко применяется в судостроении из-за того, что обладает повышенной механической прочностью, а также высокой однородностью и сравнительной дешевизной.
Основой набора будет является киль, к которому, в носовой части, будет прикрепляться форштевень, образующий контур носа. А в кормовой части – ахтерштевень. Продольную связь корпуса будет составлять киль со штевнями. Прочность поперечная корпуса, а также устойчивость его формы будет обеспечиваться шпангоутами деревянными ребрами, которые будут выполнять роль рамы, остова. Нижняя часть шпангоута имеет название флортимберс, а две боковые части (ветви) будут называться футоксы.
Оконечности верхние штевней и шпангоутов после обшивки их фанеров будут скрепляться парой бортовых досок, которые будут обеспечивать достаточную продольную прочность, а также жесткость судна. Впоследствии данные доски будут называться бортами.
Обшивку фанерную нужно выгибать из целых листов, благодаря чему корпус будет иметь мало швов: два поперечных шва в местах соединения по второму и четвертому шпангоутам, к которым она прикрепляется, а также частично на киле. Форма создаваемой лодки будет определяться формой шпангоутов, которые будут заставлять выгибаться фанеру. Но при этом будут возникать достаточно плавные обводы по бортам и килю, и только по шпангоутам 2 и 4 (в местах стыка фанеры) будет оставаться незначительный излом ватерлинии.
За счет выгнутой наружу арочной форме, тонкая обшивка будет очень прочной и будет способна выдержатьдавление воды на корпус лодки. Для того, чтобы предохранить днище корпуса от ударов о дно реки в мелководных местах, нужно поверх обшивки фанерной приделать пару фальшкилей.
На обшивку, лучше всего, использовать фанеру березовую, без сучков, трехслойную, с величиной толщины 4-5 миллиметров, которая должна быть пропитана смоляным клеем.
Необходимые материалы для создания лодки:
— фанера размером 1500*1500 миллиметров (3 листа);
— доски сосновые толщиной 15 миллиметров стандартной длины 6.5 метра (3 штуки);
— доски толщиной 25 миллиметров (2 доски длиной 6.5 метра на киль и фальшкили, 1 доска длиной 2 метра на вело кормовое);
— доска толщиной 40 миллиметров и длиной 6.5 метра на шпангоуты (1 штука);
— доски толщиной 55 миллиметров и длиной 2 метра на штевни и весла (2 штуки);
— ткань нетяжелая на покрытие корпуса (9-10 метров);
— известь гашеная (1 килограмм);
— смола древесная (7 килограмм);
— натуральная олифа (4 килограмма);
— масляная краска (2 килограмма);
— гвозди длиной 75 миллиметров (0.3 килограмма), длиной 50 миллиметров (0.5 килограмма), длиной 30 миллиметров (0.7 килограмма), длиной 20 миллиметров (0.5 килограмма);
— уключницы весельные, их крепления, а также болты.
Процесс заготовки деталей
Сам процесс создания лодки будет происходить на простом стапеле (рисунок № 1). Для того, чтобы создать стапель, необходимо вкопать на одном уровне три столба, после чего на них нужно будет положить доску и прикрепить ее гвоздями. Затем один столбик нужно будет подпереть, а для второго упора, например, можно будет использовать стену ближайшую.
Первое, что необходимо сделать, это подготовить шпангоуты. Для этой цели, на листе фанеры нужно будет вычертить шпангоуты в естестественную величину. Для данных целей можно применять миллиметровую бумагу.
В качестве примера можно рассмотреть, как вычертить шпангоут 2.
Для этого нужно начертить девять линий параллельных через каждые 50 миллиметров, и строго перпендикулярно к ним – одну вертикальную! Последняя вертикальная линия будет представлять собой ось шпангоута, которая будет располагаться на плоскости диаметральной (ДП), то есть продольной вертикальной плоскости, относительно которой судно будет симметрично. От диаметральной плоскости (ДП) нужно будет отложить в обе стороны отрезки согласно рисунку № 2. При соединении данных точек плавной кривой (лучше всего при помощи гибкой рейки) будет возникать внешний контур шпангоута.
Для того, чтобы вычертить внутренний контур флортимбсрса нужно будет начертить две параллельные линии на 75 и 60 миллиметров вверх от линии основной (рисунок № 3). Затем нужно будет отложить от каждой стороны обода внешнего в сторону ДП 130 миллиметров (для шпангоутов 2, 3, 4 – 130 миллиметров, а для шпангоутов 1 и 5 – 100 миллиметров). Это будет точка внутренняя прилива флортимберса. Затем от данной точки нужно провести линию наклонную вниз, на верхний срез флортимбсрса.
Для создания внутреннего контура футоксов нужно отложить параллельную линию на 40 миллиметров внутрь от контура внешнего. В местах прикрепления с флортимберсом необходимо дать уширение (рисунок № 3). Остальные шпангоуты нужно строить аналогично выше приведенному. Контуры всех шпангоутов, за исключением II, показаны на рисунке № 4.
Затем нужно взять лист восковки или же любую другую прозрачную бумагу такой величины, чтобы можно было покрыть весь шпангоут. Данную бумагу нужно наложить на чертеж шпангоута и скопировать его. Затем бумагу нужно согнуть по ДП. В том случае, если обе части шпангоута совпадут, то это будет означать, что работа выполнена правильно! Если этого не произойдет, то нужно будет заново проверить чертеж. Помните, что обе половины шпангоута должны быть строго симметричны относительно ДП.
Затем с восковки каждую часть вычерченного шпангоута необходимо будет перенести на картон, после чего вырезать из нее шаблоны-выкройки для футоксов и флортимберсов.
В процессе, когда контуры шаблонов будут переносится на доску (толщина доски должна быть 40 миллиметров, а также доска должна быть обстругана с обеих сторон), шаблоны должны располагаться вдольволокон для того, чтобы впоследствии как можно меньше перерезать слои древесины.
Шаблоны для футоксов, как и сами футоксы, их рекомендуется вычерчивать и выпиливать с запасом по длине, который на рисунке № 3 и № 4 нанесен у всех футоксов линиями пунктирными. Данные «запасы» будут необходимы в процессе сборки каркаса.
Опиленные и оструганные флортимберсы и футоксы для сборки нужно будет положить их на чертеж (рисунок № 5).
При помощи острого шила или же карандаша нужно будет отметить места перекрытий для соединения футоксов и флортимберсов. После этого, нужно выпилить и выбрать места соединений, как указано на рисунке № 5. При этом пропиливать очерченные места точно до середины не нужно, нужно оставить запас 0.5-1 миллиметра, который потом снять рашпилем или же стамеской при подгонке.
После того, как будут плотно подогнаны друг к другу все детали шпангоута, нужно убедится в том, что наружный контур шпангоута полностью совпадает с чертежом, только после этого можно будет скреплять их при помощи гвоздей. Гвозди лучше всего загнуть или же расклепать. Для жесткости к концам футоксов нужно прибить временный брус (бимс), на который нужно перенести линию ДП (рисунок № 5).
Аналогичным образом делают и остальные шпангоуты. Так как на шпангоутах 1, 3 и 5 фанера не стыкуется, то их можно сделать облегченными за счет досок с толщиной 25-30 миллиметров.
Ахтерштевень и форштевень лучше всего изготавливать из цельного изогнутого куска дерева (лучше всего применять дуб или вяз). Если нет данных материалов, то можно использовать и любую другую породу дерева. Но желательно то, чтобы слои древесины были кривыми, и данная кривизна должна примерно соответствовать изгибу штевней.
В том случае, если не найдется изогнутого дерева, то фрштевень можно создать из двух составных частей, как показано на рисунке № 6.
Контуры штевней нужно вычерчивать на фанере, а уже потом переносить на материал! Вначале штевень нужно выпиливать по контуру, а уже потом обтесывать его кромку, а затем начисто острогать.
А вот для киля, лучше всего, выбирать прямослойную, без сердцевины, доску с толщиной 25 миллиметров и длиной 3.5 метра. На поверхности оструганной доски нужно будет прочертить две линии параллельные на расстоянии 70 миллиметров одна от другой. Именно по этим линиям доску нужно будет остругивать таким образом, чтобы доска имела точно прямоугольную форму без перекосов по всей ее длине.
Доски бортовые также надо обрезать и остругать таким образом, чтобы получить ширину одинаковую (150 миллиметров) по всей их длине (примерно 5 метров). В том случае, если в наличие окажутся доски с толщиной 25 миллиметров, то их нужно будет обработать до толщины 15 миллиметров.
Величина толщины обеих досок должна быть одинаковой для того, чтобы они могли правильно гнуться и не создавали перекосы! В части центральной, где будут прикрепляться уключины, очень важно выдержать толщину!!!
Транец-доску, которая образует обрез кормовой лодки, создают из досок толщиной 25 миллиметров. Транец будет иметь формуравнобедренного треугольника, у которого две стороны немного вогнуты, а третья, верхняя является выпуклой. К кромке верхней транца, для прочности, прикрепляют брусок горизонтальный (рисунок № 4).
Процесс сборки каркаса лодки
Процесс сборки частей лодки необходимо начинать на верстаке, а уже заканчивать на земле. На верстак нужно положить киль, к одному концу которого, в замок, прикрепляют ахтерштевень с прикрепленным заранее транцем, а к другому концу прикрепляют форштевень. Киль со шпангоутами и штевнями прикрепляют гвоздями, болтами мелкими, заклепками или же шурупами большими (до 6 миллиметров).
Кроме этого, необходимо очень тщательно проверить, нет ли перекосов. В случае их выявления, их ликвидируют подгонкой. Для проверки на ДП штевня и транца, необходимо забить по гвоздику и натянуть между ними бечевку. Лишь убедившись, что центры киля и штевней составляют одну прямую линию, можно будет скреплять их окончательно.
Во все соединения необходимо положить тонкую ткань или же пористую бумагу, пропитанную густой краской или же смолой. Делать это нужно следующим образом: гвозди пробивают сквозь деталь верхнюю так, чтобы они на 3-4 миллиметра углубились в нижнюю. После этого, деталь верхнюю снимают, на гвозди надевают пропитанную смолой или же краской прокладку и данную деталь ставят на место.
Если для прикрепления применяются гвозди, то они должны иметь такую же длину для того, чтобы могли выступать за пределы соединяемых деталей. Лучше всего гвозди (заклепки) забивать с наружной стороны и загибать (или же расклепывать) изнутри лодки. В процессе расклепки необходимо на острый конец гвоздя надеть шайбу 0.8-10 миллиметров. Отверстия под гвозди, лучше всего, заранее просверлить сверлом на 1 миллиметр меньше, чем диаметр гвоздя.
Шпангоуты устанавливают после штевней. На линии ДП на шпангоутахпод углом прямым необходимо сделать вырез под киль. Для того, чтобы щпангоут надежнее и плотнее держался на киле, вырез нужно выпиливать примерно на 0.5 миллиметра уже, чем у шпангоута. Если же ширина киля будет велика и шпангоут будет нельзя посадить, то киль можно немного подстрогать. Посадку необходимо проверить по бечевке натянутой, которая должна совпадать с ДП бимсов. В том случае, если третий шпангоут выполнен толщиной 25 миллиметров, то перед обшивкой для большего упора на него нужно положить полосу фанеры шириной 100 миллиметров и вырез под киль сделать меньше на толщину фанеры!
Затем нужно поставить шпангоуты под углом прямым к килю, то тогда можно начинать их основательное крепление при помощи гвоздей с длиной 75 миллиметров. Затем килю нужно будет дать стрелу прогиба. Для этого нужно взять прямоугольный или же круглый брус негнущийся, привязывают временно его к концам киля с внутренней стороны, в местах крепления его со штевнями, а в середину между брусом и килем устанавливают брусок высотой 110 миллиметров (рисунок № 7а). Для устранения перекосов боковых необходимо штевни, бимсы и транец также временно прикрепить между собой по ДП при помощи какого-либо бруса (например, при помощи оставшегося после вырезания киля!).
Доски бортовые нужно приложить с обоих сторон каркаса, после чего концы их туго нужно привязать бечевкой к форштевню. После этого, нужно осторожно огибая доски бортовые вокруг шпангоутов, подвести их к транцу и связать. Концы лишние нужно обрезать. Установленные таким образом на место борта нужно будет временно прибить гвоздями. Получится жесткий костяк лодки, который впоследствии будет обшит фанерой. Готовый к процессу обшивки каркас лодки показан на рисунке № 6, 7. Пунктиром обозначены временные брусья.
Все, каркас лодки полностью готов.